Хроника системотехники от Вселенной до человека
В 340 г. до н.э. греческий философ Аристотель в своей книге «О небе» впервые научно доказывает, что Земля не плоская, а сферическая, поскольку уже тогда была известна природа лунных затмений, и тень Земли на Луне свидетельствовала о ее круглой форме. С другой стороны, положение Полярной звезды над горизонтом в Греции и Египте было разным и также соответствовало сферичности Земли.
Во втором веке нашей эры египетский ученый Птолемей развил учение Аристотеля о неподвижной Земле в качестве центра мироздания. Возникла стройная космологическая модель: вокруг Земли расположены сферы семи видимых подвижных светил: Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. Возникло эзотерическое (мистическое) число семь, под которое подстраивали все наблюдаемые, либо директируемые явления и процессы (семь цветов радуги, семь звуков музыкальной гаммы, семь дней недели и т.д.). Число семь вошло в многочисленные поговорки, культурные ритуары в живопись и искусство. Место Творца (Бога) теперь было не на облаках и не на горе Олимп, а за сферой неподвижных звезд.
Теория Птолемея просуществовала до 1514 г. пока не появилась гелиоцентрическая система мира. Автор этой системы, польский священник Н.Копериик, доказывал, что неподвижным является Солнце, а планеты вращаются вокруг него по круговым орбитам.
В 1609 г. итальянец Г.Галилей изобрел телескоп-рефрактор и с его помощью обнаружил спутники Юпитера, подтвердив идею Коперника о том, что Земля не является центром мира. В том же самом году И.Кеплер ввел в науку понятие энергия и гипотезу об эллиптичности планетных орбит. Он считал, что планеты удерживаются на своих орбитах из-за равенства центробежных сил и сил притяжения. Последние, по его мнению, имели магнитную природу.
В 1676 г. датчанин Ремер по моментам прохождения спутников Юпитера за его диском открыл конечность скорости света и подсчитал ее величину, ошибся всего на 25%.
В 1687 г. англичанин И.Ньютон в «Математических началах натуральной философии» выдвинул теорию движения тел во времени и пространстве, постулировал закон всемирного (а не только планет к Солнцу) тяготения, разработал математические методы расчета движения тел, впервые предсказал математическую возможность «запуска» с высокой горы искусственного спутника Земли. Он же высказал идею о бесконечности и статичности Вселенной, оттеснив Бога за пределы Вселенной, хотя сам был известным богословом. Фактически И. Ньютон отделил Бога от науки. Характерно, что иудейские, христианские и мусульманские мифы, сформировавшиеся затем в религии, повествовали о Начале, о сотворении Мира, о Боге, как его первопричине. Блаженный Августин ( у католиков — святой Августин) в книге «Град Божий» назвал даже дату сотворения Мира (Вселенной) — 5000 лет до н.э. В настоящее время конец последнего ледникового периода и рождение цивилизации датируется 10000 годом до н.э. Заметим, что Аристотелю и его современ-никам-ученым идея о сотворении Мира не нравилась, так как предполагала божественное вмешательство, не объяснимое с научных позиций. Они считали поэтому, что люди и окружающий мир существуют вечно, периодически возвращаясь (за счет потопов и других катаклизмов) к исходному состоянию цивилизации.