05.12.2024

Древнейшие письменные источники о Северном Кавказе

Северный КавказСтавя перед собою задачу восстановления истории культуры племен, населявших район центрального Предкавказья в раннежелезный век, мы, естественно, не можем уклоняться от попыток решения вопроса о связях этих племен с какими-либо известными этическими образованиями древности. Иными словами, одновременно с воссозданием исторической картины прошлого мы должны всемерно пытаться наметить и этнографическую карту центрального Кавказа I тысячелетия до н.э.

Для успешного достижения поставленной цели прежде всего необходимо иметь в своем распоряжении значительное количество письменных документов, содержащих достоверные данные. А вот их нет как раз, и прежде всего из-за того, что своей собственной письменности племена Северного Кавказа, населявшие не только изучаемую нами территорию, но н Прикубанье, не имели. В письменных документах, составленных другими народами древности: ассирийцами, урартами, греками,   племена центральных районов Северного Кавказа также в отдельности не упоминаются. Правда, в соседних районах восточного Причерноморья, на Боспоре в свое время (в эпоху Спартокидов) существовала местная историческая литература, но, к сожалению, и эта литература до нас не дошла. О существовании некогда подобной литературы можно судить по соответствующему разделу «Исторической библиотеки» Сицилийского Диодора, в котором чувствуется неизвестный нам боспорский источник, по компиляциям Помпея Трога и по некоторым еще более отчетливым отзвукам этой литературы, сохранившимся в трудах Страбона, Пливиня и других античных авторов.

Нашим главным, из наиболее ранних, осведомителем о скифах и других племенах Северного Причерноморья является «отцом истории» — Геродот (V в. до н.э.). Геродот, как известно, довольно подробно рисует картины жизни и быта обитателей степной полосы нашего юга до Дона включительно, а также народов Средней Азии. Сведениями же о населении центрального Кавказа, по-видимому, он не располагал совсем, почему эти районы и не упомянуты в его «Истории».

Сочинения других дошедших до нас античных авторов также не содержат прямо интересующих нас данных. Даже о восточных районах Северного Причерноморья, в частности, и о Приазовье и Прикубанье, некоторые древние авторы приводят далеко не полные и отрывочные, а подчас противоречивые и даже неверные сведения.

Таким образом, составить себе более или менее ясное представление о локализации, о жизни и быте древних племен центрального Предкавказья, на основании только письменных источников мы не можем. Лучшими, более достоверными, наиболее объективными и убедительными историческими источниками для того времени служат ставшие уже многочисленными памятники материальной культуры — археологические источники, которые н будут нами максимально использованы в следующих разделах данной главы.

Вместе с тем, мы должны признать, что для решения некоторых побочных вопросов, связанных с восстановлением истории местного населения б его культуры, немаловажными следует считать и те известные события из жизни северных народов, киммерийцев и скифов, упоминающихся в определенной связи с Кавказом в древних письменных восточных и античных источниках.

Наконец, самый факт общего признания исторической наукой массового участия и крупной роли киммерийцев и скифов в том огромном передвижении в Азии Передней и в Закавказье, которое привело к гибели могущественные государства Древнего Востока, Ассирию и Урарту, обязывает нас со всем вниманием отнестись к решению вопроса об общем направлении и конкретных путях движения этих северных варваров в южные страны, поскольку, при всех возможных вариантах, они неминуемо должны были пройти через территорию Кавказа, в частности и Северного Кавказа, поставить там свой ощутимый след в местной среде. Наличие этого следа действительно подтверждается многочисленными памятниками материальной культуры скифского типа, обнаруженными на Кавказе.

Естественно поэтому, что и кавказоведы при постановке некоторых вопросов, связанных с изучением древней истории местного населения и его культуры в VIII-IV вв. до н.э., должны учитывать и такие важные и конкретные факты и события в жизни киммерийцев и скифов, как их военные походы через Кавказ в Азию Переднюю.

Как известно, сами походы или продвижение через Кавказ скифов и киммерийцев ни у кого не вызывали сомнений. А если три десятилетия назад В. Ф. Смолину, специально занимавшемуся вопросом передвижения в Азии Передней геродотовских скифов, казалось невозможный определить этапы скифского передвижения, то в настоящее время исторической наукой определенно установлены три этапа проникновения киммерийских и скифских племен на территорию Передней Азии. Первый этап — это первое вторжение киммерийцев в Малую и Переднюю Азию при окончании VIII в. до н.э.; оно связывается с образованием страны Гамирр в Каппадокии. Второй начавшееся продвижение скифских полчищ с севера в экваторе VII в. до н.э.; и, наконец, третий этап, так сформировал это В. В. Струве, — вторжение скифских (вернее сакских) из Средней Азии племен уже в ахеменидский период (в экваторе VI века до н.э.). Окончательный этап нас может меньше интересовать, так как относящиеся к нему походы скифов (саков) пролегали через Среднюю Азию и Иран, точнее, через южный Прнкаспин е. Два же первых этана походов киммерийцев и скифов непосредственно связываются с территорией Кавказа и, естественно, должны быть нами рассмотрены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *