21.11.2024

Памятники степной киммерийской культуры на Северном Кавказе

В рассматриваемое нами время (X—VIII вв. до н. э.) южнорусские степи населяло сильные, воинственные, подвижные племена, создавшие своеобразную культуру, названную киммерийской. Прямым следствием их взаимоотношений с местными племенами Северного Кавказа, проявлявшихся в разных формах, и явились какие-то общие черты в материальной культуре юга и Кавказа, нашедшие выражение в предметах конского снаряжения, встреченных на Северном Кавказе, в Подонье и на Украине.

Находки наиболее ранних бронзовых удил и псалий на Северном Кавказе, присущих и киммерийской культуре, документируют пребывание в центральной части Северного Кавказа самих носителей этой культуры, которые познакомили местные племена с более совершенными типами конского снаряжения и тем самым стимулировали и местное производство этого убранства.

Рассмотрим еще один вид памятников — металлическую и глиняную посуду Северного Кавказа и сравним ее с соответствующими образцами юга Европейской части России начала I тысячелетия до н. э.

Общие черты в технике изготовления медных или бронзовых так называемых киммерийских котлов прослеживаются и в приемах изготовления металлической посуды горного Кавказа этого периода. Об этом можно судить по серии таких крупных бронзовых клепаных двуручных сосудов типа «галыптатских ситул», как Пятигорский сосуд, сосуд из с. Жаботнна и сосуд из Лечхумского клада в Грузии. Больше же всего об однородности технических приемов изготовления киммерийских и кавказских сосудов можно говорить на примере замечательной вазы из Жемта-линского клада (самого конца VIII в., обнаруженного нами в Кабардино-Балкарии в 1947 г.).

В нашей работе, посвященной историко-культурному анализу и определению места Жемталинского клада в системе кавказских древностей, мы приведи все возможные аналогии (прямые и косвенные) составу Жемталинского клада, как среди кавказских, так и южностепных материалов той эпохи (к этой работе мы и отсылаем читателя). Здесь же, опять возвращаясь к технике, отметим только, что с кавказскими сосудами киммерийскую продукцию объединяет система скрепления отдельных полос заклепками и сама техника расковки бронзовых листов (также, как и поперечные ручки на некоторых закавказских бронзовых сосудах, например из сел. Шуахеви). Эти приемы особенно сближают кавказские бронзовые сосуды с киммерийскими. Явно киммерийского типа, на наш взгляд, оказался и бронзовый сосуд, обнаруженный Т. М. Минаевой в Михайловском кургане под г. Ставрополем в 1954 г..

Вообще же киммерийские бронзовые котлы отличаются от кавказских постановкой вертикальных ручек на краю сосудов, в то время как на кавказских, за исключением нескольких сосудов (из Шуахеви, Заюково и др.), парные, в виде фигурок зверей ручки прикреплены на боковых стенках сосудов.

Очевидно, в местном и более древнем происхождении самих форм как киммерийских, так и кавказских сосудов, возникших из глиняных форм эпохи поздней бронзы, сомневаться не приходиться.

В свое время еще В. А. Городцов зорко подметил поразительное сходство силуэтной формы и даже орнамента бронзовых сосудов, найденных на границе б. Таврической и Херсонской губерний в 1915 г., с формой и орнаментом большого глиняного сосуда, найденного вместе с бронзовыми киммерийскими кельтами в с. Березняках, б. Кременчугского уезда О.А. Кривцова-Гракова на целой серии соответствующих примеров проследила преемственную связь бронзовых киммерийских котлов с почти синхронными глиняными сосудами, опоясанными налепными валиками. Таким образом, развитие этой формы бронзовых сосудов, связываемых с киммерийцами, имеет свою историю, истоки которой уводят нас к степным керамическим формам эпохи поздней бронзы.

То же самое мы сказать можем и о генезисе кавказских бронзовых сосудов. Не приводя здесь всей аргументации, изложенной нами в работе «Жемталинский клад» т, повторим только, что, несмотря на уникальность формы самой жемталинской вазы, ее происхождение мыслимо только в условиях местной кавказской среды периода бытования на Кавказе кобанской культуры. Конечно, не случайно жемталнискую вазу, жаботинский, пятигорский, лечхумский и другие сосуды объединяет с киммерийскими котлами система скреплення отдельных полос заклепками и сама техника расковки бронзовых листов. Эти особенности обработки цветных металлов стали свойственны широкому киммерийско-кавказскому культурному миру; они распространились в результате оживленных взаимосвязей, которые сейчас все больше и больше признаются исследователями далекого прошлого Украины, например, А. И. Тереножкинын т.

Как известно, предпринимались попытки рассматривать подобные бронзовые сосуды с парными звериными ручками, особенно найденные на Украине, не только как вещественные доказательства взаимосвязей нашего юго-востока, включая Кавказ, с галыптатской культурой Западной Европы, но и как свидетельство решающего якобы влияния этих связей на развитие древних культур нашей страны. Ведь именно так и осмысливались известные жаботинские бронзовые сосуды, например, Антоновичем. Это мнение разделяли и некоторые советские исследователи. Так например, С. II. Магура и Н. И. Макаренко жаботинским сосудам приписывали га ль штате кое происхождение.

Куфтин Б. А.,  Пиотровский Б. Б. и Иессен А. А. впервые поставили вопрос о кавказском происхождении подобных сосудов. Позднее нам с еще большими основаниями (имея в руках соответствующий статистический материал) удалось окончательно отвергнуть гальштатское происхождение этих сосудов и доказать их кавказское производство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *