Вполне солидаризируясь с этим утверждением, автор данной книги в одной из своих работ попытался документировать это положение ссылками на соответствующий археологический материал так же из восточных районов центральной части Се верного Кавказа».
Это оказалось возможным сделать только после известной и весьма плодотворной попытки В. А. Городцова облечь «мифических киммерийцев археологической плотью», и после недавней не менее плодотворной попытки А. А. Иессена выделить определенный круг доскифских памятников северо-западного Кавказа, который с наибольшей вероятностью можно приписать синхронной «степной культуре», т. е. киммерийцам. Теперь значительно расширились практические возможности для типологического и хронологического определения руководящих форм киммерийской культуры. Исходя из справедливой посылки, что основные орудия труда, оружие и важнейшие предметы быта киммерийцев (судя по довольно высокой степени их общественного развития) должны быть нисколько не ниже вещественных памятников других народов Европы переходной поры от бронзы к железу, В. А. Городцов выделил некоторые орудия труда и быта, известные в южных районах Украины, Поволжья и всего Северного Причерноморья, и резонно признал в них руководящие типы предметов киммерийской культуры.
В результате, в совокупности исторических и археологических данных, были намечены хотя и схематично, предполагаемые границы расселения киммерийских племен, а, вернее, границы распространения киммерийской культуры. Искомую территорию ограничивает линия, идущая от устья Дуная на Кишинев, Харьков, Киев, Валуйки, Новочеркасск, затем на Краснодар и Новороссийск. Действительно, очерченная территория и дала все те основные категории предметов, которыми
В. А. Городцов охарактеризовал культуру киммерийских племен.
В основном это заключение В. А. Городцова до самых последних дней не вызывало в археологических кругах принципиальных возражений, и ряд археологических предметов, действительно, можно считать довольно точными образцами материальной культуры киммерийских племен (например, кельты, кинжалы и др.). Подобно тому, как звериный стиль, детали конской сбруи и бронзовые втульчатые наконечники стрел принято считать образцами культуры скифских племен, хотя бытовали эти предметы, а иногда и производились, не только скифами степного Приднепровья и Приазовья, а и на далекой периферии скифской культуры.
Высказанные В. А. Городцовым соображения о руководящих формах киммерийской культуры и являются для нас отправными в данной работе.
К настоящему времени круг этих памятников количественно еще более расширился, охватив значительную территорию, в частности и Кавказ. И если совсем еще недавно, проявляя излишний скептицизм, допустимы были сомнения в обнаружении на северо-западном Кавказе существенных материальных следов доскифской киммерийской культуры, то в настоящее время оснований для таких сомнений не осталось. Они развеяны последними исследованиями А. А. Иессена по принубанской бронзе доскифского периода.
В составе материала, выявленного им прикубанского очага металлообработки и металлургии, существовавшего на рубеже II и I тысячелетий до н. э., оказалось такое количество предметов, совершенно чуждых местной среде и весьма схожих с киммерийскими, если не прямо тождественных им, что мы смело можем говорить о наличии киммерийских элементов и на Северном Кавказе. Корни происхождения таких предметов, как бронзовые кельты, характерные кинжалы с перехватом у рукояти и другие, в местной кавказской материальной культуре не прослеживаются. Морфологически они совершенно чужды культурам Кавказа. И не случайно, такой осторожный исследователь как Л. Л. Иессен, прямо и открыто не называя их киммерийскими, признает это в том смысле, что видит в них отраженное в местной культуре Прикубанья влияние стенных культур зв.
Какими же археологическими материалами обосновывается это заключение?
Это подтверждается находками таких бронзовых вещей на территории северо-западного Кавказа, как бронзовые кельты (близ г. Сочи, у станиц Келермесской, Урупской, у аула Тауйхабль, у сел. Верхняя Теберда и в других местах), бронзовые серпы, с загнутым стержнем для насадки (у станицы Андрюковской, сел. Учкулан, на р. Индыш, у сел. Карт-Джюрт, в урочище Агур), ножи, втульчатые наконечники копий, кинжалы с перехватом у рукояти и прочие предметы весьма близкие формам синхронной степной киммерийской культуры.
С новыми показательными находками вещей киммерийского типа познакомил нас недавно Н. В. Анфимов. Во время пахоты, у станицы Удобной на р. Уруде в 1954 г. были вскрыты три кургана, в каждоииз которых при костяке находились: бронзовый кинжал, двулезвийный киммерийский нож, или кинжал, и крюкастый серп, типа пятигорских серпов. Находки поступили в Краснодарский музей. Н. В. Анфимов справедливо найденные кинжалы считает «изделиями северных производственных центров».