Вопрос о происхождении славян всегда будет волновать умы ученых-историков. Десятки и сотни исследований были посвящены ему в прошлом, сотни исследований, конечно, должны будут появиться в будущем. Само собой разумеется, что ведущая роль в выяснении проблем славянского этногенеза останется при этом за учеными-славянистами стран Европы, территория которых являлась местом действия первых глав великой исторической эпопеи славянского мира.
В настоящее время можно констатировать довольно значительные успехи в разрешении сложной проблемы происхождения славянских племен и народностей, хотя еще очень многие звенья в цепи событий, обусловивших их формирование, не найдены. Нет и не быть может никаких гарантий в том, что ученым когда-нибудь удастся полностью восстановить все звенья этой цепи, избавить наши представления о древнейших исторических судьбах славянских народов от столь присущих им сейчас моментов условности, гипотетичности. Причины этого лежат в отсутствии для огромного отрезка славянской истории письменных источников. Их полностью не могут заменить ни сыгравшие столь важную роль в деле исследования славянского этногенеза, но не поддающиеся точной датировке без материалов письменности, данные языка, ни приобретающие теперь вес большее и большее значение для выяснения вопросов происхождения славян памятники археологии.
Главное, однако, заключается не в этом. Главное состоит в том, что совместными усилиями многих лингвистов, археологов и историков собрано уже громадное количество фактов, позволяющих представить себе в сравнительно обоснованном, хотя и схематическом виде сложный многовековый ход славянского этногенеза, наметить основные процессы, определившие появление на исторической арене отдельных славянских народностей. По мере дальнейшего накопления фактического материала находящиеся в настоящий момент в научном обороте схемы будут усовершенствоваться, исследователи будут все больше приближать их к многоликой исторической действительности.
Славянские народы являются исконными обитателями обширных территорий России, Украины, Белоруссии Польши, ограниченных, как можно предполагать, течением рек — Днепра и Одры. Впрочем, как на западе, так и на востоке первоначальные границы славянских поселений недостаточно четко различимы. Славяне принадлежат к широко распространенней индоевропейской языковой системе, охватывающей, как известно, романские, германские и славянские языки, языки греков, кельтов, и литовцев, иранцев и индусов, фракийцев, иллирийцев и части скифо-сарматских племен. Сейчас наука не в состоянии решить сколько-нибудь точно вопрос, когда и где возник праиндоевролейский язык. Зато можно, по-видимому, утверждать, что уже в III тысячелетии до и. э. праиндо-европейская языковая общность, объединяющая далеко не однородную группу племен, в результате расселения и смешения с другими языками, стала дифференцироваться, распадаться на несколько языковых семей. Не случайно приблизительно около II тыс. лет до и. э. на исторической арене стали появляться определенно выделившиеся уже из праиндоевропейской языковой общности индусы, иранцы, греки. Из праиндоевропейской общности выделилась и группа племен, носительница праславянского или, может быть, балто-славянского языка, впоследствии распавшегося на две самостоятельные ветви — прибалтийскую и праславянскую. Следует заметить, впрочем, что гипотеза о балто-славянской языковой общности вызывает в настоящее время возражения со стороны большинства лингвистов.
В данный момент нельзя еще с уверенностью судить о том, когда и при каких конкретно исторических условиях начался этот процесс дифференциации праиндоевропейской языковой общности, каким образом шло выделение и обособление праславянской или гипотетической балто-славянской его ветви. К сожалению, данные сравнительного языкознания не дают твердой почвы для категорических суждений о первоначальном времени и месте формирования и развития праславянских или балто-славянских племен. Обращаясь к археологической карте Восточной и Средней Европы, исследователи пытаются отыскать следы далеких предков славян в лесных областях, расположенных между средним Днепром и Одрой, где в IV и III тысячелетиях до н.э. жила группа племен, занимавшихся земледелием.