Благодаря археологическим исследованиям картина этнического развития Европы несколько проясняется только около рубежа II тысячелетия до н.э.
Это было время величайших изменений в экономическом и социальном развитии европейских племен. Хотя они уже раньше были знакомы с разведением домашних животных, однако только теперь из их среды выделилась значительная группа племен, ведших по преимуществу пастушеский образ жизни. Почти повсеместно росло значение скотоводства. Одновременно начался закат каменной индустрии, игравшей в течение десятков тысячелетий столь важную роль в истории человеческого общества. На смену веку камня шел век металлов.
В тесной связи с изменениями в области экономической жизни происходили перемены и в области социального устройства. В обществе резко возросло значение мужчины-скотовода и металлурга. Древние формы родоплеменной организации, связанные с матрилинейным счетом родства, ветшали и приходили в упадок. Матриархальный род распадался, на его месте возникал патриархальный род и патриархальная семья.
В это время на огромной территории от Рейна до Волги и Кавказа и от Балтийского моря до Дуная и Балкан появились знавшие коневодство и ведшие, по-видимому, кочевой образ жизни племена «шнуровой керамики», получившие такое название от манеры украшать свою глиняную посуду оттисками шпура. В дальнейшем племена «шнуровой керамики» стали вести оседлый образ жизни, а в их хозяйстве постепенно все большую роль начало играть земледелие.
Быстрое распространение культуры племен «шпуровой керамики», дало основание для предположения о могучей волне индоевропейской экспансии. Возникнув в одном месте, волна эта могла захлестнуть в описываемое время обширные пространства Европы. В пользу такого предположения говорит и тот факт, что всюду, где археологам удалось обнаружить следы культуры племен «шнуровой керамики», позднее историческими памятниками были засвидетельствованы племена и народности, говорившие на индоевропейских языках.
Предположению об экспансии племен «шпуровой керамики» из одного центра противоречат, однако, некоторые данные археологии. При более внимательном чтении археологической карты выясняется, что культура этих племен в разных местах обнаруживает весьма отчетливые локальные особенности, выдающие явные связи с прочными местными традициями. Вне пределов распространения культуры пастушеских племен «шнуровой керамики» оказались области нижнедунайских трипольских племен, расположенные в среднем и нижнем течении Дуная и по Днепру. С другой стороны, оказалось, что некоторые позднетрипольские племена среднего Поднестровья и Приднестровья, находившиеся временно в границах распространения племен «шнуровой керамики», в дальнейшем, на протяжении II тысячелетий до и. э., смогли почти полностью сохранить характерный облик своей культуры.
Все эти факты указывают на то, что происходившие тогда в Европе этнические процессы имели очень сложный характер и что свести их к одной экспансии племен «шнуровой керамики» невозможно. Не отрицая миграций и передвижений на широком пространстве пастушеских племен, выделение которых из состава древних земледельческо-скотоводческих племен происходило, по-видимому, не в одной, а во многих областях в связи с общими социально-экономическими изменениями в обществе, следует с большим вниманием изучать развитие местных, туземных племен. Их роль в развивавшихся в Европе этнических процессах была, очевидно, весьма значительна.
Культура племен «шпуровой керамики» получила распространение и на территории современной Польши. И здесь важнейшую роль в дальнейшем этническом развитии сыграли, по-видимому, местные племена с древними земледельческими традициями.