Точкой отсчёта появления либерализма в России считается правление Екатерины Великой и Александра I. При Екатерине либерализм приобрёл вид «просвещённого абсолютизма». «Наказ», написанный императрицей для членов Комиссии по уложению законов и провозглашавший принцип «не запрещать и не принуждать», представлял собой, по сути, либеральный проект, направленный на изменения во всех сферах жизни российского общества, а «Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» признавала за дворянами полную собственность на землю и гарантировала им гражданские права. Жалованная грамота 1785 г. представляла собой закон о правах, который создал класс людей, пользовавшихся гарантиями на жизнь, личную свободу и собственность. Политика Просвещённого абсолютизма дала толчок к продвижению идеям либерализма с Запада.
Большое влияние на мировоззрение Александра I оказали как его царственная бабушка Екатерина Великая, так и его воспитатель Фредерик Лагарп, убеждённый республиканец. Во времена правления Александра I значительную роль в обосновании идей естественной свободы сыграл М. Сперанский. Будучи приверженцем конституционной монархии, он сумел разработать для российского общества программу разделения властей, настаивал на необходимости подчинения правосозидающей власти монарха существующему праву, что было возможно только на основе Конституции, призванной гарантировать гражданские права человека.
Следующий этап развития либерализма приходится на 50-80 гг. XIX столетия, когда в России возникло противостояние идей западничества и славянофильства. Либерализм этого периода приобрёл статус дворянского, т. к. понимание его идей происходило на уровне социально-философского смысла, доступного лишь интеллигенции. Главными идеологами дворянского либерализма стали профессора и приват-доценты Московского и Петербургского университетов, прежде всего К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин.
Б. Н. Чичерин выделял три типа либерализма: уличный, представитель которого не хочет знать ничего, кроме собственного своеволия, оппозиционный (система заключается в словах «отменить, разрешить и уничтожить» и подразумевает «чисто отрицательное отношение к правительству»). Но истинным видом либерализма Б. Н. Чичерин считал тип «охранительного», который был нацелен на реформы, и сущностью которого стало примирение начала свободы с началом власти и закона.
Наибольшую популярность либерализм достиг в 90-х годах XIX века, приобретя название «неолиберализма». Развитие капитализма и появление такого класса как буржуазии придало либерализму новый облик, появились либеральные организации: «Беседа», «Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов», а первые либерально настроенные партии возникли в 1905-1907 годах ХХ века. Именно в этот период в виду особого положения страны на фоне двух социокультурных типов в неё возникло своё индивидуальное видение этого идеологического движения, либерализм был значительным явлением идейной жизни России, и либералам ещё предстояло сделать фактом массового сознания систему либеральных идей.
Наметившуюся тенденцию уничтожило появление СССР. Создав государство авторитарного типа, советская власть полностью исключила проникновение в страну каких-либо идей, не отвечавших требованиям диктатуры пролетариата и препятствовавшим, по мнению лидеров СССР, развитию Советского государства. Так писал об этом выдающийся русский философ Бердяев Н. А.: «коммунизм в России принял форму крайнего этатизма, охватывающего железными тисками жизнь огромной страны, и это, к сожалению, вполне согласно со старыми традициями русской государственности».
О своеобразном «возрождении» идей либерализма можно говорить, начиная с периода после 1985 – начала перестройки. Причиной этому был «уставший» тоталитаризм, который проявлялся уже в 70-е годы, контроль государства над частной жизнью граждан значительно ослаб, активно развивалось подпольное инакомыслие. В условиях тенденции к демократии либерализм обретает самостоятельность и в течение трёх лет одерживает триумфальную победу над коммунистическим режимом. Партии с либеральными идеями становятся фаворитами, в их руках сосредотачивается политическая власть.
Однако по прошествии небольшого количества времени либеральные партии наравне с либеральными идеями начали утрачивать популярность. К началу XXI века либеральные ценности стали «не в моде», особенно в массах, партии либерального крыла не воодушевляют, да и сами либералы отнюдь не вызывают тех чувств, которые надлежит испытывать при звучании этого почтенного слова.
Среди историков существует два мнения относительно причин кризиса либерализма:
- неприятие русским менталитетом либеральных идей;
- разочарование российского общества в партиях, называющих себя либеральными.