В средние века итальянский город Флоренция был крупным центром культуры, промышленности и торговли. По его узким улицам, мимо роскошных дворцов и мрачных стен монастырей, нескончаемым потоком шли люди, двигались тяжело нагруженные повозки. Со всех концов земли — из Египта, Турции, из далекой Индии, из Германии и Англии — везли сюда товары. Особенно много доставляли во Флоренцию шерсти, В необработанном, даже плохо очищенном виде шерсть поступала в руки флорентийских шерстяников и превращалась в дорогие разноцветные ткани. Сотни рабочих, ремесленников и мастеров были заняты обработкой шерсти.
Среди этой армии сортировщиков, разборщиков и мойщиков шерсти, ткачей, прядильщиков, торговцев особым почетом и уважением пользовались красильщики. И неспроста. Окраска шерсти — сложное дело.
Мало обладать хорошими красками. Надо знать многочисленные приемы и рецепты. Не зная этих приемов, можно испортить самый дорогой материал. Флорентийским красильщикам доставлялись из разных стран редкие краски. Здесь были скатанные в маленькие шарики толченые листья вайды и сок маленьких жучков, живущих на корнях приморских растений. Но не меньше красок ценили красильщики белый порошок, похожий на обычную соль. Этот порошок привозили в Италию из Египта и Турции.
То были квасцы. Когда очередная партия квасцов прибывала из дальнего путешествия, старый мастер подходил к мешку, брал щепотку и неторопливо растирал ее между пальцами.
— Добрые, пригодные к делу квасцы, — говорил он стоявшим перед ним ученикам, — должны быть светлы, молочного цвета и при растирании жестки. А главное, в пальцах они должны производить настоящее ощущение огненной теплоты.
Квасцы не зря ценились. Без них оказываются бесполезными очень многие красители. Вот крапп — красная краска из корня марены. Он не ложится на сукно, пока его не промочат хорошенько в растворе квасцов. Квасцы служат протравой и для многих других красок.