О том, что земледельческая культура в Польше, как и в других славянских землях, достигла в X-XI вв. достаточно высокого уровня, говорит и первое свидетельство о применении трехполыюй обработки земли. Переход к трехполыо был возможен только при условии широкого применения навоза в качестве удобрения. Вместе с тем появление трехпольной системы обработки почвы означало в сравнении с распространенной ранее двухпольной новый, громадный шаг вперед в области земледелия, заметно повышало производительность человеческого труда, позволяло на той же самой, что и прежде, территории жить и трудиться значительно большей массе населения, т. с. способствовало росту плотности населения. Наконец, трехпольная система создавала благоприятные условия для окончательного распада большой семьи и вытеснения ее малой.
О том, что трехполье применялось в середине X в., свидетельствуют слова арабского путешественника Ибрагима ибн Якуба, посетившего примерно в тот период страны Восточной Европы: славяне «сеют два раза в год — поздним летом и весной и собирают два урожая».
Учитывая все описанные выше успехи земледелия, не могут вызвать удивления высказывания того же Ибрагима ибн Якуба об изобилии в славянских странах сельскохозяйственных продуктов. «Населяют они (славяне) области, наиболее подходящие для жизни [или самые урожайные] и наиболее богатые продуктами питания, — пишет он об известных ему славянских странах. (Славяне) с особым усердием занимаются земледелием и поисками средств к жизни, в чем они намного превосходят все северные народы». Показания этого арабского путешественника имеют для пас тем большее значение, что они отражают мнение о славянском быте человека, повидавшего на своем веку много стран и народов, имевшего достаточно большой опыт, чтобы уметь правильно сравнить. Будучи купцом и путешественником он привык внимательно присматриваться к окружавшим его явлениям жизни. Археологические данные полностью подтверждают это литературное свидетельство.
Польскому земледельцу IX-XI вв. были известны почти все виды возделываемых сейчас в крестьянском хозяйстве полезных злаков — просо, пшеница, рожь, ячмень, лен, конопля, как и садовых и огородных культур. Несколько странное впечатление производит то обстоятельство, что наиболее распространенным злаком в этот период высокоразвитого пашенного земледелия оставалось просо, столь типичное для подсечно- огневой системы обработки земли.
В том, что дело обстояло именно так, убеждают не только данные археологии но и прямые указания Ибрагима ибн Якуба: «Больше всего сеют они (славяне) проса».
Разгадку этого несоответствия следует, по всей видимость, искать в том, что для посева проса требовалось сравнительно очень небольшое количество зерна. Если для засева 1 га было достаточно 20-25 кг проса, то пшеницы или ржи-140-160 кг. Вместе с тем просо легче было хранить, чем другие злаки. Зато просо приносило и меньший урожай. Возможно, что оно культивировалось главным образом в бедных хозяйствах, вынужденных экономить на посевном фонде, в то время как в более состоятельных сеялось все больше пшеницы и ржи. В таком случае понятно, почему именно посевы проса бросились прежде всего в глаза внимательному иностранцу.