Здесь уместно будет рассмотреть своеобразные памятники, свидетельствующие о проникновении в местную среду каких-то степных, еще доскифских материальных элементов. Это особая группа источников, генетически не связанных с кавказским материалом и типологически тяготеющих к памятникам степной полосы нашего юго-востока.
Что же это за памятники и с какой древней этнической группой они связываются? Основываясь на греческой литературной традиции, исследователи давно доказывали, что в эпохи раннего железа и поздней бронзы (граница II—I тысячелетий до н. э.) многие степные районы юго-восточной Европы и в первую очередь степи северо-восточного Причерноморья (Приазовья и Подонья) были заселены киммерийцами.
Общепризнано также, что процесс формирования и развития этих племен на указанной территории (особенно исторически засвидетельствованное движение киммерийцев из северо-восточного Причерноморья чрез северо-западный Кавказ в Переднюю Азию) явился одним из факторов, обусловивших связанность исторических судеб племен и народов Кавказа, Передней Азии и древнего населения юго-восточной Европы. В лице киммерийцев древнейшие аборигены России впервые как бы связали свою историю со всемирной историей.
Киммерийцы — это древнейшее, историческими документами засвидетельствованное, племенное наименование населения, обитавшего в восточно-причерноморских степях, в Крыму, а отчасти и на северо-западном Кавказе в доскифский период. Имя киммеров, или киммерийцев, было весьма популярно в древности и нашло свое яркое отражение в многочисленных и разнообразных письменных источниках: ассирийских, урартских, греческих, персидских, иудейских и других.
Но скудость и отрывочность содержащихся в них сведений до сих пор служат серьезным препятствием для решения основных исторических вопросов, связанных с киммерийцами. Без четко выявленных особенностей именно киммерийской культуры исследователи долгое время все материальные памятники начала I тысячелетия до н. э. на данной территории вынуждены были относить, оперируя условными терминами, то к культуре конца эпохи бронзы, то к «доскифской культурен, то к собственно «культуре киммерийцев».
Сравнительно недавно в одной из собственных работ А. А. Иессен перечислил все имеющиеся подступы к освещению киммерийской проблемы и наглядно показал состояние вопроса о киммерийской культуре. Действительно, какие только толкования этого вопроса не предлагались археологами. Так, например, О. Л. Кривцова-Гракова считала формирование киммерийской культуры следствием «дальнейшего развития сруби ой культуры»; наоборот, М. И. Артамонов к киммерийской культуре относил последний этан катакомбной культуры, доживавшей в Прикубаньеив Предкавказье до предскифского времени. Это мнение разделяет и Т. Б. Попова.
Известна попытка просто приписать киммерийцам кобанскую культуру Центрального Кавказа или почти соответствующую ей по времени кызыл-кобинскую культуру горного Крыма. Не безынтересна мысль Т. Хорвата и Я. Харматта, объясняющая некоторую общность культуры Европы и Кавказа как результат киммерийского вторжения на Кавказ, в Северное Причерноморье и в Венгрию. Близкую этой мысль высказал и А. Милчев, который некоторые находки вещей кобанского типа рассматривал как доказательство проникновения киммерийцев на Балканы.
Наконец, венский археолог Ф. Ганчар находил возможным киммерийскую культуру прямо сопоставлять с галылтатской культурой всего Придунавья и включать в нее схожие комплексы с советской территории, вплоть до Кавказа. Имеющиеся некоторые черты схожести в материалах Северного Кавказа и Гальштата раннежелезного века (черная лощеная керамика и ряд бронзовых и железных изделий) он склонен был также приписать воздействию проникших в Европу киммерийцев, одновременно являвшихся создателями кобанской культуры («восточного Гальштата», по терминологии Ганчара). Недавно в специальной рецензии Б. И. Надэль развеял это заблуждение, справедливо объяснив это сходство лишь «результатом межплеменных, экономических связей», а ее этническим родством.
Бее это с очевидностью свидетельствует о сложности киммерийской проблемы в целом и о необходимости внимательного изучения всех новых материалов, которые могут служить источниками, освещающими культуру мифических киммерийцев.
Кажется, в одном только сходится большинство исследователей, что киммерийцы, являясь давними аборигенами степных пространств Северного Причерноморья, Крыма и северо-западного Кавказа, были этнически неоднородны и что само название — киммерийцы (гимери, гимирраи, гомер, кимеры) в качестве собирательного имени распространялось на все местное доскифское население столь обширной территории, обнимающей пространство почти от Волги до Центральной Европы. Отсутствием четкого представления у исследователей о киммерийцах и их культуре, собственно, и объясняется многочисленность различных попыток освещения киммерийской проблемы. Эти попытки основаны на свидетельствах античных авторов и прежде всего Геродота, указывающего на пребывание киммерийцев, с одной стороны, у пролива Керченского, с другой — даже на Днестре.