Страницы: 1 2 3 4

8. Эпитет – метафорическое, образное определение лица, предмета, явления, выраженное обычно прилагательным, существительным, числительным, наречием, глаголом. Эпитет выделяет данный предмет уз многих, даёт ему дополнительную характеристику. Иначе говоря, эпитет – это метафора, которая называет не предмет художественного отображения, а признак этого предмета.
В прозе не следует путать эпитет с обычным определением (седой старик – старики всегда седые, деревянный дом, синяя незабудка). Если текст поэтический, то в нём любое определение из-за эмоциональной выразительности стиха становится эпитетом.

Например:
Добрый молодец, красна девица, живой след в истории, мокрое дело, белеет парус одинокий, трава забвения…
Я помню чудное мгновенье!
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты. (А.С. Пушкин)
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые (т.е жандармы – метонимия),
И ты, им преданный народ. (М.Лермонтов)
В гелиотроповом свете молний летучих
На небесах раскрывались дымные тучи,
На косогоре далеком – призрак дубравы (еле заметна),
В мокром лугу перед домом – белые травы (от росы). (И.Бунин)

Эпитеты могут быть:
а) цветовые – желтеющая нива, изумрудная гладь воды;
б) оценочные – мирный край, смутное время, добрый молодец;
в) метафорические – свежий лес, мокрое дело, горячий след, парус одинокий;
г) постоянные (в фольклоре) – красна девица, чёрный ворон, тридевятое царство.

9. Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета, явления, действия с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них (количество, качество, характер, интенсивность, мощь и т.д.). То есть предметам, явлениям, действиям приписываются свойства и качества, каких не может быть на самом деле.

Например:
Бесценный подарок, божественный вкус, у ног твоих лежит весь мир, целая вечность, говорил тысячу раз, море крови, безбрежное море; на поле битвы горы трупов…
Манилов жал руку герою так горячо, что тот не знал, как её выручить.
Неуемные слезы бегут,
Стала мокрой одежда от слез.
Я вытянул руки, я встал на носки,
Рукав завернулся, ночь терлась о локоть…
И было волною обглодано дно
У лодки… (Б.Пастернак)
Вихрь полуночный – летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы – горы трещат;
Ляжет на воды – бездны кипят;
Граду коснется – град упадает,
Башни рукою за облак кидает. (Г. Державин)

10. Гротеск – преувеличение до фантастических размеров, причудливое и контрастное сочетание реального и вымышленного, правдоподобия и карикатуры, прекрасного и безобразного, искажение норм действительности, изображение в фантастическом, уродливо-комическом виде. Служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления.

Например:
Он почти чувствовал стук молоточков в своей голове; красавица и чудовище…
Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу: сидят людей половины.
О, дьявольщина! Где же половина другая? (В. Маяковский)

11. Литота – противоположна гиперболе. Простота, чрезмерное преуменьшение свойств и качеств изображаемого предмета, явления по силе, действию, значению.

Например:
Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.В. Гоголь)
Мальчик-с-пальчик, мужичок-с-ноготок, осиная талия тише воды ниже травы, не стоит выеденного яйца; его от земли не видать, от горшка два вершка …
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки! (И.А.Крылов)

12. Перифраза – окольный оборот. Обозначение, описание предмета, явления, действия не напрямую, а в виде рассказа о нём. Замена названия предмета, явления, действия описание присущих ему черт и признаков.

Например:
В шкафу пылились гипсовые бюсты поэта со знаменитыми бакенбардами (Пушкин) и бородача из Пизы (Галилей), который сказал, что всё-таки она (Земля) вертится.
Люблю тебя, Петра творенье! (Петербург).
Вечный город (Рим).

13. Оксюморон – парадокс, остроумно-глупое сочетание противоположных по значению слов.

Например:
Живой труп, безобразная мечта, грешная молитва, горячий снег, жаркий лёд.
Жар холодных чисел (А.Блок)

14. Катахреза – злоупотребление, сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое (когда рак свиснет, поедать глазами…). Катахреза сродни оксюморону. Она может быть как речевым ляпсусом («пусть акулы империализма не протягивают к нам свои лапы»), так и проявлением высокого мастерства:

Следует различать катахрезы двух видов:
1) возникающие «стихийно», в результате развития номинативных средств языка; вначале они могут восприниматься как факты «неправильного» словоупотребления (красные чернила);
2) создаваемые преднамеренно, в расчёте на экспрессивный эффект (фразеологизмы самоварное золото, когда рак свистнет).

Например:
В бездействии ночном живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья… (А. С. Пушкин).
Цветное белье, стрелять из ружья (стреляют из пушки, а из ружья палят), электрическая конка (конкой назывался вагон, передвигающийся по рельсам посредством конной тяги; с появлением электричества коней убрали, а название осталось), путешествовать по морю (путешествовать – значит идти пешком, что невозможно по морю), подошва горы.

Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий к статье “Средства выразительности русского языка”





Ссылка на эту страницу:
http://vseprosto.com/sredstva-vyrazitelnosti-russkogo-yazyika/

Ссылка на эту страницу для форумов:
[URL="http://vseprosto.com/sredstva-vyrazitelnosti-russkogo-yazyika/"]Средства выразительности русского языка[/URL]

Ссылка на эту страницу в формате HTML:
<a href="http://vseprosto.com/sredstva-vyrazitelnosti-russkogo-yazyika/">Средства выразительности русского языка</a>