Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенное поведение. Причем ожидания будут различными, в зависимости от того, какую профессию и должность имеет человек. Ролевые ожидания определяют отношения между людьми во всех культурах. Сказанное в равной или ещё в большей степени относится к половым (гендерным) ролям, которые приписываются детям при рождении лишь на основании их половых различий. По сути дела только на эти различия и опирается впоследствии выбор интересов, личных и профессиональных целей и социальных ролей для каждого ребенка.
Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых. Как сообщает ООН, повсеместно женщины выполняют большую часть домашней работы, а мужчины работают вне дома. То есть, гендерные роли действительно формируются культурой и зависят от эпохи.
Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования. Для возникновения социальной роли необходима культурная традиция, формирующая целую систему норм. Роль – это предписанные обществом, социальной организацией или конкретной социальной группой права и обязанности личности, которые вытекают из её социального положения. Роли личности весьма многообразны. Они образуют некий «узел» прав и обязанностей личности, которые воспринимаются как система норм-шаблонов поведения.
Так как в ролях наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения, то роли являются исходным и определяющим элементом социального опыта. Человек, пренебрегающий основными нормами ролей, подвергается со стороны общества и отдельных его членов обструкции. Поэтому мы исправно играем роли, вживаемся в них, и, в конечном итоге воспринимаем ролевое поведение как своё собственное.
Если вспомнить период вхождения человека в какую-либо роль, то в нем можно выделить несколько эмоционально окрашенных моментов. Прежде всего, это сверхчувствительность к новым формам поведения. Ведь поначалу Вы осознаете свои поведенческие реакции, направляете на них внимание и ведете себя вследствие этого со всей тщательностью. Сначала Вы следите за новыми элементами поведения, потому что они представляют для Вас трудность, а затем перестаете замечать свои действия. Они переходят в разряд автоматических. То есть, Вы вошли в роль, и она стала для Вас такой же привычной, как потертые джинсы и футболка.
Роли часто предполагают наличие пары с определенными отношениями: родитель-ребенок; муж-жена; преподаватель-студент; милиционер-гражданин, и т.д. Для улучшения взаимопонимания полезна инверсия ролей. Полезно, например, в споре попробовать пересказать точку зрения оппонента, или попытаться отстоять его позицию.
Основатель трансактного анализа Э. Берн считает, что каждый человек, кроме навязываемых ему социальных ролей играет ещё и психологические роли. По его мнению существуют три основные роли, в которые человек «входит» в зависимости от конкретной ситуации. Это роль «ребенка», основанная на чувствах и желаниях детского возраста (до 6 лет); роль «родителя», включающая общепринятые ценности, традиции, нормы поведения; роль «взрослого», определяющая самостоятельный подход к восприятию и пониманию мира.
Как влияют социальные роли на поведение человека?
Для ответа на этот вопрос вспомним, что наши поступки определяются не только ситуацией (внешними обстоятельствами), но и нашими диспозициями (мировоззренческими установками). И тем ни менее некоторые социальные ситуации способны заставить большинство «нормальных» людей вести себя «ненормально». Это становится ясно из экспериментов, когда люди с позитивными намерениями ставили в «неприятные» ситуации, чтобы выяснить, что будет превалировать, добро или зло. Результаты обескураживали: часто зло побеждает. Славные парни зачастую заканчивают отнюдь не славно.
В одном из экспериментов студентам-добровольцам предложили «отсидеть» в импровизированной тюрьме, созданной Филиппом Зимбардо (1971) в одном из помещений факультета психологии. Зимбардо хотел выяснить, являются ли тюремные зверства порождением порочных преступников и злобных охранников, или сами роли охранника и заключенного ломают и ожесточают людей.
В случайном порядке Зимбардо отобрал студентов на роли охранников и заключенных. Одним он выдал им униформу, дубинки, свистки и проинструктировал, как поддерживать дисциплину. Других он запер в камерах и заставил надеть унизительную робу.
После веселого первого дня, когда все вживались в свои ситуации, студенты оказались пленниками ситуации. Охранники стали унижать заключенных, некоторые из них придумали жестокие и оскорбительные правила. Заключенные не выдержали, взбунтовались, а потом впали в апатию. Так возникло всё растущее несоответствие между реальностью и иллюзией, между выполнением роли и самоидентичностью.
Углядев опасность социальной паталогии, Зимбардо вынужден был уже через 6 дней прекратить эксперимент, рассчитанный на две недели.