Жизнь этого человека можно было бы описать в приключенческом романе, а еще лучше — показать в кино. Получился бы фильм, где восточная экзотика — шумные базары Калькутты и величественная строгость Гималаев — сменялась бы сосредоточенной тишиной европейских университетов, в которых он читал лекции. Непроницаемые лица дипломатов в неподвижном воздухе зала соседствовали бы с гулом и трепетом возбужденной толпы. И, наконец, — железобетонная утопия Нового Света и рядом с ней причудливые, как видения, маски североамериканских индейцев, украшающие обложку одной из последних книг Элиаде.
Внешиесобытийная канва жизни Мирча Элиаде действительно очень пестра. Родился он в 1907 году в Бухаресте, учился в Бухарестском университете и по его окончании в 1928 году получил степень доктора философии. Затем продолжил свою учебу в Калькутте, где занимался индийской философией и санскритом (главным образом йогой). Не удовольствуясь книжным образованием, в 1931 году он в Гималаи отправился, где в течение двух лет наблюдал жизнь йогов в монастырях трех высокогорных областей.
Тема йоги, как философии жизни, оказалась очень устойчивой в творчестве Элиаде. За первой книгой последовали и другие: «Техника йоги» (Париж, 1948 год); «Йога. Бессмертие и свобода» (Париж, 1954); «Патанджали* и йога» (Париж, 1965). Эти книги переводились на многие европейские языки и выдержали не одно издание. Они свидетельствуют не только о верности Элиаде восточной тематике, но и о том, что он чутко улавливал общественную потребность, живой интерес читающей публики к проблемам философии бытия. Ведь середина века ознаменована не только широким распространением экзистенциализма в европейской философии, но и расцветом экзистенциалистской литературы, особенно во Франции, где это направление связано с именами Сартра и Камю. Способность ощутить поток жизни как частицу вечного бытия и умение управлять собою в нем — искусство, которому обучает йога, — в какой-то мере отвечало духовным исканиям героев послевоенного времени.
Обучение и работа в Индии наложила отпечаток на все творчество Элиаде. Ссылками на индийские источники и упоминаниями имен современных ученых этой страны, с которыми мало знакома европейская наука, пестрят многие его книги, в том числе и «Миф о вечном возвращении». Однако не только формальные признаки знакомства с восточной философией присутствуют в работах Элиаде, и не они составляют существенную характеристику его творчества. Гораздо важнее та широта взгляда, которую придает Элиаде постоянный диалог Востока и Запада в его книгах, возможность соотнести две разные точки зрения на мир и выявить закономерности, носящие универсальный характер.